-
Все звёзды
Посмотреть
Музыка свободных людей
Джаз зарождается в СССР, как и в Америке, в начале 1920-х годов. Первый джазовый оркестр был создан поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом в 1922 году. Именно день первого выступления его экспериментального ансамбля — 1 октября — принято считать днём рождения джаза в нашей стране.
Не менее значимой фигурой в истории появления этого музыкального направления в Советском Союзе стал Александр Цфасман. Основанный им оркестр «АМА-джаз» впервые исполнил джаз на радио и первым записал его на грампластинку («Аллилуйя»). Многие музыканты и критики отмечали высокую технику музыкантов, в особенности самого Александра Цфасмана.
В 1930-е годы благодаря таланту и артистизму актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Якова Скоморовского джаз стал особенно популярен в СССР. Это прекрасно иллюстрирует кинокомедия «Весёлые ребята», вышедшая в 1934 году, посвящённая истории джазового музыканта, где главную роль сыграл сам Утёсов. Вместе с ним в картине участвовал весь его джаз-бэнд, что немалым образом сказалось на успехе фильма. Песни из «Весёлых ребят» стали необыкновенно популярны. Да и до сих пор мы невольно мурлыкаем себе под нос мотивчики, порой не подозревая, что это мелодии Исаака Дунаевского из первой советской джаз-комедии.
Более того, фильм с успехом демонстрировался и за границей. Газета New York Times писала тогда: «Вы думаете, что Москва только борется, учится, трудится? Вы ошибаетесь… Москва смеётся! И так заразительно, бодро и весело, что вы будете смеяться вместе с ней». Именно под таким названием «Москва смеётся» (англ. Moscow Laughs) и вышел в прокат этот фильм за рубежом.
Однако до сих пор удивляет, как эта комедия могла выйти в широкий прокат — фильм противоречил духу советской системы. И сам факт, что счастливой развязкой истории становится возникновение джазового коллектива, не укладывался в привычные рамки восприятия советской действительности. Неудивительно, что в итальянской прессе писали: «Совершенно непонятно, как Александров снял своих "Весёлых ребят" в СССР. Вероятно, это случилось глубокой ночью, когда всё начальство крепко спало. Под покровом темноты он пробрался на студию и до рассвета снял свой фильм».
В конце 1940-х годов ансамбли, исполняющие «несоветскую» музыку, подвергались активным гонениям. С началом оттепели преследования музыкантов прекратились, но критика западной музыки продолжилась. «Сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь», — пугали комсомольцев.
Но что так беспокоило в наборе звуков и ритмов руководителей партии и правительства? Почему обрушивались всей государственной мощью на любителей этих мелодий? Их позорили на страницах газеты «Правда», прорабатывали и даже исключали особо упорствующих из комсомола и институтов. Ответ простой: эта музыка несла свободу и действительно могла быть вредна для «строителей коммунизма». Люди яркие, с самостоятельными взглядами и вкусами не вписывались в общую картину, где все поют одни песни, смотрят одни фильмы, носят одинаковую одежду и одинаково мыслят.
В фильме Валерия Тодоровского «Стиляги» красочно описана борьба дружинников с поклонниками «несоветской» музыки. «Скованные одной цепью. Связанные одной целью», — песня-речовка в устах комсомольского вожака звучит призывом «жечь калёным железом и гнать поганой метлой» всё то, что не укладывается в рамки социалистической идеологии.
В фильме Карена Шахназарова «Мы из джаза», снятом в 1983 году, был создан симпатичный образ фанатика джаза, прекрасно исполненный Игорем Скляром. Но здесь можно заметить небольшой подвох: среди любителей «лёгкой» музыки оказались воры, пригласившие джаз-бэнд на свой праздник, а партийные работники игнорировали музыкантов.
Впрочем, это не умаляет достоинств фильма, наконец воздавшего должное джазу. В фильме много хороших голосов и качественной музыки. И здесь крайне гармонично смотрелась Лариса Долина, сыгравшая роль афроамериканской певицы. Стоит отметить, что и спустя много лет эта картина пользуется любовью зрителей.
Советский джаз прошёл много стадий — и расцвет, и гонения. Он пользовался успехом, несмотря на запреты. Так что это совсем особая история, во многом непохожая на другие.
Переломным моментом не только в жизни страны, но и в развитии музыкальных направлений стала перестройка. Джаз, казалось бы, угаснувший в период застоя, получил новый импульс. Свободный стиль и возможность самовыражения сделали его особенно привлекательным и для молодёжи, жаждущей новых ощущений и свободы, и для взрослых, помнящих запреты и гонения на «музыку толстых».
Сегодня по всей России и в бывших странах СНГ появилось много джазовых проектов, клубов, фестивалей, где выступают не только заслуженные мастера сцены, но и множество молодых, только начинающих свою карьеру джазменов.
Джаз в нашей стране пережил многое, но благодаря этому приобрел свой неповторимый колорит. В этом вы можете убедиться лично, посетив фестиваль Koktebel Jazz Party в сентябре 2014 года.